Почему плавают обороты двигателя?

Для карбюраторных двигателей чаще всего причиной плавающих оборотов являются следующие:
  1. Выход из строя электромагнитного клапана.
  2. Засорение жиклёра холостого хода.
  3. Неверно выставленное зажигание.
  4. Некорректная настройка карбюратора (неправильная регулировка холостого хода).

Для инжекторных двигателей причин плавающих оборотов двигателя значительно больше. Рассмотрим основные из них:
  1. Неисправность клапана холостого хода КХХ (во впрысковых системах автомобилей ВАЗ более распространено название регулятор холостого хода РХХ).


    КХХ служит для удержания холостых оборотов двигателя в заданных пределах. Поэтому, если мотор работает неравномерно, велика вероятность, что причина кроется как раз в клапане холостого хода. Стоит отметить, что положением КХХ управляет электронный блок управления ЭБУ двигателя, который анализирует данные ряда своих датчиков.


  2. Неисправность датчика положения дроссельной заслонки ДПДЗ.


    Выход из строя этого недорогого самого по себе датчика может повлечь дорогой ремонт силового агрегата. Следует также отметить, что некорректная работа датчика положения дроссельной заслонки довольно часто приводит к проблемам с коробкой переключения передач. На неисправность ДПДЗ помимо плавающих оборотов двигателя могут указывать такие дополнительные признаки:
    • на холостом ходу двигатель глохнет;
    • рывки, подергивание при езде, провалы при наборе скорости;
    • значительное возрастание оборотов двигателя на холостом ходу;
    • двигатель плохо заводиться;
    • существенно увеличивается расход топлива;
    • периодически загорается или горит постоянно "Check Engine".


  3. Неисправность датчика массового расхода воздуха ДМРВ.


    В результате длительной эксплуатации датчик может покрыться грязной масляной плёнкой, что, в итоге, может привести к его выходу из строя. Изредка в ДМРВ ломается термоанемометр (отвечает за измерение объема воздуха, поступающего в камеру сгорания двигателя). В этом случае в ЭБУ поступают некорректные данные о массовом расходе воздуха, что сказывается на скачках оборотов силового агрегата.


  4. Выход из строя или неравномерность работы из-за загрязнения форсунок. Форсунки могут периодически забиваться из-за плохого качества топлива.
  5. Неисправность в системе зажигания, начиная от проводов и свечей (нагар, зазор), и заканчивая катушками зажигания.


  6. Негерметичность (подсос воздуха) в системе питания. Особое внимание стоит уделить входному патрубку инжектора, который идёт от воздушного фильтра до дроссельного узла. Прорыв патрубка или шланга, ослабление хомута - всё это необходимо устранять в срочном порядке.
  7. Неисправность клапана вентиляции масляного картера. Обычно он выходит из строя по причине отложения на его стенках остатков масла, содержащихся в составе картерных газов.


  8. Заедание дроссельной заслонки. Она может некорректно работать из-за налёта на поверхности "пятака", который не даёт ей нормально открываться и закрываться, или из-за неисправного привода дроссельной заслонки. Эта же причина плавающих оборотов является частой и для карбюраторных двигателей. Обычно помогает промывка дроссельного узла.


  9. Неисправность датчиков давления воздуха и температуры воздуха на впуске.
  10. Неисправность датчика положения распредвала и коленвала.



  11. Неисправность регулятора давления топлива.


  12. Неисправность датчика концентрации кислорода.