Натяжитель моторной цепи Ява-638

В журнале "За рулем" №8 за 1989 год была опубликована статья по установке самодельного натяжителя на моторную цепь мотоцикла ЯВА-638. Сам натяжитель изготавливался из обрезка натяжителя моторной цепи автомобиля "Жигули". Собрал данную конструкцию и я. Проездил с такой конструкцией сезон. Не понравилось две вещи:
  • повышенный шум, издаваемый самим натяжителем и моторной цепью;
  • трудности при установке левой крышки двигателя, так как нужно було сначало на натяжитель надеть как-то цепь, а уж потом устанавливать и саму крышку.
Решил данную конструкцию немного переделать. Вместо автомобильного натяжителя сделал самодельный из тормозной явовской колодки. Она шире (35 мм против 25мм у автомобильного натяжителя, да и радиус окружности колодки меньше - 80 мм вместо 115 мм). Отрезав посредине участок длинной 50 мм, изготовил корпус. Из маслостойкой резины толщиной 6 мм сделал рабочую поверхность, приклеев её к корпусу эпоксидным клеем.



Рис. 1. Переделанный натяжитель моторной цепи: 1 - болты М5 крепления натяжителя к левой крышке двигателя; 2 - регулировочная прокладка (листовая резина); красная стрелка - дополнительный штифт



Рис. 2. Геометрические размеры переделанного натяжителя моторной цепи


Сначало было опасение, что во время работы моторная цепь просто вырвет приклееную резину. Поэтому дополнительно закрепил её штифтами с обеих сторон (смотри красную стрелку на Рис. 1). Уголок, крепящий натяжитель к левой крышке, оставил от старой конструкции. Высота готовой конструкции, как и у аналога, составляет 20 мм.

Поездки показали, что новая конструкция издает намного меньший шум, а монтаж левой крышки намного упростился - достаточно было просто ставить крышку снизу вверх (пусковой вал был в крышке), и цепь сама ложилась на натяжитель. После пробега 4000 км о состоянии натяжителя можно судить по этим фото:



Рис. 3. Натяжитель моторной цепи после пробега



Рис. 4. Натяжитель моторной цепи после пробега


И еще, в той же статье журнала "За рулем" было указано, что по мере вытягивания моторной цепи достаточно подложить под натяжитель резиновую прокладку большей толщины. По своему опыту скажу, что ставить прокладку толще 6 мм не стоит. Лучше поменять моторную цепь, так как при таком состоянии моторной цепи идет интенсивный износ зубьев ведущей звездочки и звездочки барабана сцепления. Поэтому рекомендую иметь две левых крышки: одну без натяжителя, устанавливаемую при новой цепи, и крышку с натяжителем, устанавливаемую по мере износа моторной цепи.

Далее, в данном номере журнала также рассказывалось про доработку карбюратора ЯВЫ-638, а точнее, его крышки поплавковой камеры. Решил и себе такую поставить с небольшой доработкой. Вместо круглого смотрового окна сделал прямоугольное. На мой взгляд, так удобней, да и вид посовременней. Вместо прозрачного оргстекла установил отрезок от пластиковой одноразовой бутылки, установив его на крышку с использованием герметика.



Рис. 5.