RSS 2.0
Обратная связь
Авто-мото-ремонт
Авто-мото-ремонт
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Забыли пароль?

Навигация




» Эксплуатация аккумуляторных батарей
13-02-2012, 21:13 | Электрооборудование мотоциклов | автор: admin | Просмотров: 3818
Аккумуляторная батарея предназначена для питания постоянным напряжением электрических приборов транспортного средства при неработающем, а также работающем в режиме холостого хода двигателе (при включении дополнительной нагрузки, кроме системы зажигания), пуске двигателя с помощью стартера. Она состоит из шести элементов свинцово-кислотных двухвольтовых аккумуляторов (в шестивольтовом из трёх), соединенных
между собой последовательно. Рабочее напряжение составляет 12 вольт (6 вольт). Корпус батареи изготавливается из кислотостойкой пластмассы и разделяется на отделения, в каждом из которых размещены элементы аккумуляторов.

Устройство аккумулятора

Аккумулятор состоит из положительно и отрицательно заряженных пластин, изолированных друг от друга изготовленными из пористой пластмассы сепараторами. Изготавливают пластины в виде решеток из свинца, добавляя 7-8% сурьмы для механической прочности. На решетку пластин наносят активную массу, которая состоит из окислов свинца (свинцового сурика и свинцового глета для положительно заряженных пластин и свинцового порошка - для отрицательных заряженных), приготовленная на водном растворе серной кислоты.

Для увеличения емкости аккумулятора и уменьшения его внутреннего сопротивления в нем имеются несколько одноименно заряженных пластин, соединяемых в полублоки, заканчивающиеся выводными полюсными штырями. Полублоки с положительно и отрицательно заряженными пластинами собираются в блок, который образует аккумуляторный элемент.

Положительно заряженные пластины расположены между отрицательно заряженным, из-за этого отрицательных пластин всегда на одну больше. Для предупреждения короткого замыкания между положительно и отрицательно заряженными пластинами устанавливаются сепараторы из микропористой пластмассы. Ребристой стороной сепараторы ставятся к поверхности положительно заряженных пластин. Сверху пластины покрываются перфорированным пластмассовым предохранительным щитком.

Собранный аккумуляторный элемент закрывают крышкой, которая имеет два отверстия для выхода полюсных штырей (они также могут распологатся на боковых стенках корпуса моноблочного элемента) и отверстия для заливки и контроля уровня электролита, которое закрывается пробкой или блок-пробкой, являющейся общей пробкой для всех элементов моноблочной аккумуляторной батареи. В пробке (блок-пробке) имеется вентиляционное устройство, которое сообщает внутреннюю полость аккумулятора с атмосферой.

Аккумуляторные элементы соединяются свинцовыми перемычками. Полюсные штыри крайних элементов (плюсового и минусового) предназначены для подключения батареи в цепь электрооборудования.

Электролит

В аккумулятор заливается электролит, состоящий из химически чистой серной кислоты и дистиллированной воды. При самостоятельном изготовлении электролита необходимо в кислостойкой посуде (керамической, стеклянной, пластмассовой) кислоту вливать в воду, а не наоборот, так как плотность воды меньше плотности кислоты, в результате чего процесс соединения этих веществ происходит на поверхности и сопровождается разбрызгиванием кислоты, что может вызвать ожоги на коже. Приготавливать электролит необходимо в защитных очках, резиновых перчатках и прорезиненном фартуке. В случае попадания серной кислоты или электролита на кожу нужно аккуратно удалить кислоту ватой и промыть пораженное место струей воды, а затем обработать 5%-ным раствором кальцинированной соды или аммиака.

Для самостоятельного приготовления вначале электролит готовят с плотностью 1,20-1,21 г/см3 при температуре до 15°С (на 1 литр дистиллированной воды добавьте 0,24 л серной кислоты плотностью 1,83 г/см3). Полученный электролит хранят в теплом помещении.

Эксплуатация аккумуляторных батарей

Рис. 1


Далее, перед непосредственной заливкой готовят электролит с плотностью 1,26-1,28 г/см3 при температуре 40°С (на 1 литр ранее приготовленного электролита плотностью 1,20-1,21 г/см3 добавляют 0,13 л серной кислоты плотностью 1,83 г/см3).

Для получения электролита плотностью 1,23 г/см3 на 1 л воды необходимо добавить 0,280 л серной кислоты плотностью 1,83 г/см3, а для электролита плотностью 1,26 г/см3 - 0,330 л серной кислоты (при температуре воздуха 15°С).

Принцип работы аккумулятора

Аккумуляторная батарея работает следующим образом. При зарядке батареи постоянным током в аккумуляторах происходит химическая реакция преобразования электрической энергии в химическую. При этом идет изменение состава активной массы (на положительных пластинах образуется перекись свинца PO2, а на отрицательных - губчатый свинец Р) и увеличение плотности электролита. При разрядке происходит обратная химическая реакция, сопровождающаяся понижением плотности электролита. Уровень электролита в батарее должен быть выше предохранительного щитка на 10-15 мм. В аккумуляторных батареях, имеющих прозрачный корпус, удобно контролировать уровень по двум меткам, показующих максимальный и минимальный уровни.

Подготовка аккумулятора к работе

Подготовка батареи к работе. Плотность заливаемого электролита должна соответствовать плотности электролита заряженной батареи. Температура электролита, заливаемого в батареи, не должна быть выше 30°С. Не рекомендуется заливать батареи с температурой ниже 15°С.

Заливка новых батарей электролитом. Осторожно извлеките из батарей блок пробок или отдельные пробки и удалите герметизирующие детали с них (пленки, выступы и др). Залейте в аккумуляторы до линии верхнего уровня электролит (верхний и нижний уровни указаны на корпусе моноблока) или на 10-15 мм выше предохранительного щитка сепараторов. Через 20 мин (но не позже,чем через 2 часа) после заливки электролитом произведите замер плотности электролита. Если плотность электролита понизилась более, чем на 0,03 г/см3, тогда батареи необходимо зарядить постоянным током. Если же плотность электролита понизится не больше, чем на 0,03 г/см3 в сравнении с плотностью заливаемого электролита, то батареи готовы к эксплуатации.

Если необходимо срочно ввести в эксплуатацию сухозаряженную батарею (в особых случаях,) с момента изготовления которой прошло не более одного года и хранившейся при температуре до минус 30°С ( на момент приведения в действие), допускается приведение её в рабочее состояние путем заправки горячим электролитом с выдержкой в течение одного часа. При этом температура электролита должна быть около 40°С±2°С, а плотность 1,27±0,01 г/см3.

Зарядка аккумулятора

Зарядка батарей производится от зарядного устройства постоянного тока. Величина зарядного тока должна быть в десять раз меньше емкости батареи.

Эксплуатация аккумуляторных батарей

Рис. 2


Положительный вывод батареи присоединяется к положительному полюсу зарядного устройства, а отрицательный - к отрицательному. Заряд батарей производите до тех пор, пока не будет происходить обильное газовыделение во всех аккумуляторах батареях (при температуре электролита не выше 30°С), а напряжение и плотность электролита останутся постоянными в течениие 1 часа.

Напряжение контролируйте вольтметром (шкала до 30 В с ценой деления 0,2 В). Плотность электролита измеряйте ареометром. При увеличении температуры электролита (более 35°С) уменьшите зарядный ток наполовину или прекратите заряд на время, необходимое для снижения температуры электролита до 30°С-35°С.

Если в конце заряда плотность электролита будет отличаться от величины указанной на Рис. 3, произведите её корректировку:
  • долейте дистиллированную воду в случае, если плотность будет выше нормы;
  • долейте раствор кислоты плотностью 1,40г/см3, когда она будет ниже нормы.


Эксплуатация аккумуляторных батарей

Рис. 3


После этого продолжите заряд в течении 30 мин для полного перемешивания электролита. Затем отключите батарею и через 30 мин замерьте его уровни во всех аккумуляторах:
  • если уровень окажется ниже, в аккумулятор добавьте электролит соответствующей плотности;
  • если уровне электролита выше нормы - отберите его резиновой грушей.
Заряженная батарея готова к эксплуатации.

Техническое обслуживание аккумуляторных батарей во время эксплуатации

При эксплуатации необходимо контролировать напряжение бортовой цепи, чтобы не допустить излишнего перезаряда или недозаряда, сокращающий срок их службы аккумуляторных батарей. Максимальное значение напряжения не должно быть более:
  • при 6-ти вольтовом напряжении - 7,4 В;
  • при 12-ти вольтовом напряжении - 14,6 В.
Содержите батарею в чистоте. Если электролит попал на поверхность батареи, вытрите его чистой ветошью, смоченной в растворе аммиака или кальцинированной соды (10% раствор). Выводы батарей и наконечники проводов смажьте техническим вазелином. Проверяйте плотность посадки контакта наконечников проводов с выводами батарей, чистоту вентиляционных отверстий в пробках (блок-пробке) аккумулятора и при необходимости прочистите их.

Уровень электролита контролируйте в каждом аккумуляторе и при необходимости долейте дистиллированную воду до верхнего уровня. Не доливайте в аккумуляторы электролит, кроме тех случаев, когда точно известно, что уровень электролита понизился за счет его выплескивания. Проверьте степень заряженности батареи по плотности электролита.

Эксплуатация аккумуляторных батарей

Рис. 4


Батареи в рабочем состоянии, временно снятые после небольшого периода работы, необходимо полностью зарядить и довести плотность электролита до нормы. На хранение такие батареи, по возможности, установите в помещении при температуре не выше 0°С и не ниже минус 30°С.

Эксплуатация аккумуляторных батарей

Рис. 5


Аккумуляторная батарея, заправленная электролитом, не должна оставаться разряженной более 10 часов, так как у незаряженной, но заправленной батареи пластины подвергаются разрушению в результате химической реакции.
 
(голосов: 4)
| Комментарии (0) | Распечатать |
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
 
Популярные
статьи



Опрос

двигатель
зажигание
электрооборудование
ходовая
сигнализация




Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
By Avto-Moto-Remont.ru
Ремонт авто